Семинар 1.Теоретические основы психосоматики: «между» медициной и психологией. Почему психоанализ даёт другой уровень понимания и результаты, недоступные другим подходам. И почему именно он может служить надёжным путеводителем в эклектичном мире психотерапии.- Что значит «психосоматическое»?
- Какие болезни психолог чаще всего встречает в своей ежедневной практике и какие из них можно отнести к категории психосоматических?
- Почему психосоматика опирается именно на психоанализ?
- Начало деятельности Фрейда и его первые шаги в построении новой науки.
- «Прыжок» из психического в соматическое и обратно.
- Роль эмоций в возникновении болезни и механизм образования симптома.
Семинар 2.Почему мы заболеваем: драма в душе и болезнь в теле. Как понять бессознательные сценарии, которые превращают внутренний конфликт в телесный симптом.- Почему и как мы заболеваем? Человеческие драмы и их судьбы. Болезнь как бессознательное решение - «да, но не так».
- Бессознательные эмоциональные «расчёты» и их цена: болезнь как попытка получить прибыль в краткосрочной перспективе, которая ведёт к краху в долгосрочной.
- Что получает человек, когда заболевает, и почему так трудно отказаться от этой «выгоды». Болезнь как драма, которая скрывает другую - бессознательную.
Семинар 3.Как слушать «говорящее тело»: практические приемы работы в моменты, когда симптом становится языком клиента.Типичные трудности психолога, с которыми он сталкивается при работе с клиентами:
- где нужна психотерапия, а где — направление к врачу
- что делать, если пациент говорить только о своих телесных симптомах
- что делать, если врачи ничего не находят, но симптомы не исчезают
- и т.д.
Как интерпретировать симптом и сопровождать психосоматического пациента: как услышать «говорящее» тело и что с этим дальше делать?
«Вернуться» к здоровью. Что значит выздороветь? Болезнь как возможность.
Семинар 4.Готовимся к сезону респираторных заболеваний.Грипп как универсальная человеческая драма: как понимать бессознательный смысл болезни, которой болеют все или почти все, и использовать это знание в работе с клиентами. Возможности психологической профилактики гриппа.